29 сентября на сцене МКЦ «Железнодорожник» была поставлена пьеса «Твоя Катя». Она основана на переписке Максима Горького с женой Екатериной Пешковой. После спектакля администратор театра Ольга Доманова рассказала:
— Это наш второй спектакль по программе «Пушкинская карта», накануне мы были в Красных Баках. Пьеса уникальна по своей режиссуре: в ней принимают участие всего двое артистов. Однако она очень нравится юным зрителям.
«Твоя Катя» посвящается 150-летию со дня рождения Алексея Максимовича. Целых два тома переписки Екатерина Павловна Пешкова (Волжина) долго скрывала, но все же сберегла, а правнучка Горького Екатерина Пешкова передала театру. Нижегородский драматург Нина Прибутковская создала пьесу в эпистолярном жанре. Сценарий написала режиссер-постановщик Ирина Зубжицкая, которая в соавторстве с исполнителями главных ролей заслуженной артисткой России Ольгой Береговой (Катя) и Олегом Шапковым (Алексей Пешков, Максим Горький) всего за 11 дней репетиций сделала «спектакль-дневник». От некоторых его строк становится больно, и к финалу поступок героини прекрасно понимаешь. «Горькие письма» — так можно обозначить фабулу постановки.
— Благодаря программе «Пушкинская карта» спектакль смогут посетить старшеклассники и студенты, которые иначе его бы и вовсе не увидели. Приятно, что многие из сегодняшних зрителей высказали желание приехать в Нижний Новгород, чтобы посмотреть другие спектакли. Есть и такие, кто спрашивал, где можно найти пьесу, чтобы прочитать. Это дает надежду, что юноши и девушки вернутся из гаджетов в культурную среду, а книги будут востребованы, — отметила Ольга Доманова.
Удивительный вид искусства — театр. В век интернета мы привыкли к быстрому получению информации, а сопереживать, анализировать, слушать диалоги — отвыкли… Тут же артисты более двух часов находятся на пятачке сцены под пристальным вниманием зрителя. Конечно, в большом зале родного театра они играют чуть иначе, чем требуется в условиях малой формы. Многие письма в начале действия прочитываются на большой скорости скороговоркой, передавая юношеский избыток чувств. В то же время, будто боясь утомить зрителя длиннотами, убыстряется темп, ведь хронометраж и объем текста достаточно велики.
Чтобы спектакль не превратился в статичную читку по ролям, герои постоянно взаимодействуют. Из ящиков столов появляются символичные предметы. Закрепленные на веревках прищепками, переносятся между ними письма, фантик, носочки и даже кусок колбасы, иллюстрируя рассказ. Сами столы находятся в постоянном движении по площадке. Перестановки, изменения пространства вносят разнообразие в мизансцены — ведь супруги писали друг другу из самых разных мест, даже из камеры заключения. В итоге два часа пролетели для зрителей незаметно.
— Как будто побывали в другом времени! Кажется, я стал немножко другим… Нужно обязательно сходить в театр, это круто, — наперебой делились лукояновцы своими впечатлениями.
На снимке: на сцене МКЦ «Железнодорожник» постановка спектакля Нижегородского театра драмы
Лариса СТЕШИНА